блог онлайн-школы
Жизнь Онлайн
Живые истории о том, как мы делаем лучшие онлайн-курсы восточной живописи.
Экслюзивные полезные статьи для учеников школы.
Истории художников, преподавателей и всех участников нашей большой команды.
"Скопидомок"*
или беседы за рабочим столом с Натальей Вороной
Беседа № 24 или "Баллада о красках"
К уникальным чертам восточной живописи, отличающим её от западной, относится и использование особенных красок.
В самом начале этой нашей беседы ещё раз хочу подчеркнуть, что занимаясь китайской живописью, используйте китайские краски, японской живописью - японские, корейской - корейские.
Если вы хотите изучать традиционную живопись, то просто следуйте традиции. На все вопросы о том, что "у вас есть акрил, масло, гуашь и акварельные краски, и вы просто ПОКА ЧТО порисуете цветочки в китайско-японском стиле этими красками", любой грамотный преподаватель скажет вам "Нет!".
Потому что, в этом случае, вы не получите необходимых знаний, не приобретете навыков работы с материалами и просто попусту потратите своё время. Впрочем, выбирать - вам. Но предупредить вас об этом считаю крайне необходимым.
Китайские краски для Гохуа стоят очень немного в сравнении с маслом, гуашью и пр.
Японские краски для Суйбокуга несколько дороже. Но замены им нет.
Китайские краски, которые мы привыкли называть минеральными, можно разделить на 3 различные категории по их составу.
- Краски минеральные, которые получают из минеральных красителей с добавлением связующего элемента. При этом минералы в прямом смысле растирают в порошок.
- Краски растительные. Они изготавливаются из пигментов растительного происхождения, которые определённым образом растворяют.
- Краски синтетические, которые полностью состоят из химических элементов.
При этом свойства исходного материала определяют и характер получившихся красок. Растёртые минералы - придают краскам яркость, свойства плотности, стойкости и "укрывистости".
Растительные краски дают возможность получать легкие полупрозрачные слои, которые по виду напоминают акварель.
В состав красок входит также природный клей, который не допускает растекания красок на этапе проклейки (традиционного оформления работ) на подложку. На этом этапе (по технологии) работа полностью смачивается водой и именно наличие клея в красках "придерживает" последние от расползания в разные стороны.
"Краски какой фирмы лучше использовать?"
Вопрос совершенно справедливый. Ответ на него будет многоступенчатым.
1. Для практикующих китайскую живопись стиля "се-и" вполне достаточно обзавестись стандартной коробочкой в 12 цветов (тюбики по 12 мл) фирмы "Maries". Это самый экономный вариант.
Не советую приобретать краски этой же фирмы, с маленькими тюбиками по 5 мл. Эти тюбики очень крошечные даже "на глаз". По неопытности, вы сразу же и целиком выдавите весь тюбик себе на палитру, так как пока не контролируете свой нажим. И это получается очень расточительно и непрактично.
Также могу рекомендовать краски фирмы "Meibang", но они уже дороже.
К краскам фирмы "Maries" есть, конечно же , много замечаний. Но на первых порах занятий Гохуа вам вполне и надолго хватит этой коробочки из 12-ти цветов.
2. Практикующие китайскую живопись стиля "гунби" и "могуфа" предъявляют к краскам более высокие требования. И это понятно. Тонкие, нежные, прозрачные и послойные растяжки требуют правильно размельчённых минеральных красок, устойчивости красителя, яркости и соответствия содержания тюбика его описанию и еще много-много чего.
Не являясь специалистом в стиле гунби, не берусь углубляться в эту тему. Но отмечу, что гунбисты охотно используют для своих работ японские и корейские краски высокого качества. Например, японские краски "Sakura".
Китайские именитые художники стиля гунби в последнее время даже составляют и предлагают в торговые сети свои именные наборы красок. К предлагаемым краскам они формируют наборы кисточек для работы в этом же стиле.
3. Можно использовать в работе твёрдые краски, которые требуют растирания на камне с водой. Процесс в этом случае напоминает получение туши из сухой палочки. Но надо понимать, что для каждой отдельной твёрдой палочки вам понадобится отдельный камень. На прилагаемых фото это видно. После растирания такая краска сразу готова к использованию.
4. Можно использовать краску в гранулах, которая по внешнему виду напоминает "колотый кофе". На фотографии она в общей коробочке, каждый цвет в своей баночке.
Её растирают в ступках с добавлением воды. Иногда требуется добавлять и клей, если он не входил в состав гранул. И только после этого краску можно считать готовой.
Этот способ ещё требует своего изучения в смысле пропорций воды, клея, плотности растираемого порошка... Подборки цветов зато очень разнообразные и красивые.
5. Стандартный 12-ти цветовой набор красок для японской живописи отличается от такого же, но китайского. Да, основная палитра другая. И цена тоже другая, т.е выше.
В Японии свои производители красок. На нашем рынке можно встретить профессиональные японские краски "Kuretake" из серии "Gansai", краски фирмы "Kissho" в кюветах и фарфоровых баночках.
Встречаются японские краски перламутровые, металлик и смесь краски с тушью, которую можно отнести или к классу цветной туши или к классу красок, приглушённых тушью. Японская белая краска "гофун", нежнее, мягче и прозрачнее китайских белил, и также сильно дороже.
"Как правильно использовать краски?"
1. С сухими красками - всё просто и понятно.
2. Краски в кюветах расстроят вас тем, что сам слой краски в кювете очень тонкий. Поэтому, во-первых, следите, чтобы краски не трескались из-за высыхания. Вы это сразу поймете, т.к. поверхность кюветы напомнит вам пески пустыни Сахара. Можно прикрывать слегка влажной тряпочкой или периодически увлажнять из мелкодисперсного пульверизатора.
Во-вторых, при транспортировке подсохших красок не переворачивайте коробку боком или кюветами вниз... Ох, как-то принесла домой горсть разноцветных осколков вместо красок. Дорогая и печальная потеря была.
3. Неприятная особенность красок в тюбиках - они быстро засыхают. Что можно сделать для увеличения жизни краски в тюбике? Рекомендации простые, но важные.
После каждого использования убедитесь, что горлышко тюбика чисто. И только после этого плотно и ровно прикрутите крышечку обратно. Можно капнуть капельку чистой воды в горлышко перед закручиванием крышечки тюбика.
4. Если же крышка предательски присохла к тюбику с краской, то не спешите отчаиваться. Поместите тюбик в ёмкость с теплой водой (в стакан например) крышкой вниз. Краска отмокнет, колпачок расширится и тюбик легко откроется.
5. Самая неприятная и, увы, неисправимая ситуация - засыхание самой краски внутри тюбика. Сочувствую... В таких случаях я разрезала тюбик и краску складировала в малюсенькие прозрачные баночки для дорожных кремов. Некоторое время такой краской можно продолжать пользоваться, но любимую кисточку сухие комки такой краски могут, конечно же, травмировать.
Какой вывод? Больше рисовать, и тогда ваша краска не будет успевать засохнуть :)!
6. Конечно, писать нужно "свежими живыми красками". Трудно представить, что можно нарисовать прекрасный пышный и воздушный пион, используя засохшие комки краски на своей палитре.
Некоторый традиционный итог.
Выбирайте краски правильно, исходя из живописного стиля, следите за их аккуратным использованием, учитесь смешивать краски и правильно набирать их на кисточку.
Консультируйтесь со своим преподавателем по всем вопросам использования цвета.
Радуйте своей палитрой окружающий мир и радуйтесь сами!
* Значение слова «Скопидомок». В словаре Ожегова. СКОПИДОМОК, -мка, м, (разг. шутл.). О том, кто склонен запасать, припасать, копить что-н.
следите за обновлениями в блоге
Продолжение следует...
В нашей онлайн-школе есть уроки китайской живописи Се-и, которые ведет Наталья Вороная!
Подключайтесь к творческому процессу и рисуйте вместе с Натальей на курсе Се-и "Живопись бамбука".
Бамбук относится к "четырем благородным" и является символом изящества, постоянства, гибкости, хорошего воспитания и дружбы.
Автор текста и фотографий:
Вороная Наталья
"Более 10 лет назад я впервые взяла в руки китайскую кисточку и вот до сих пор не расстаюсь с ней.
Сначала я училась в Москве у русских и китайских преподавателей, но начиная с 2013 года каждой весной я стажируюсь в Китае в Ляонинском Университете Науки и Технологии. Параллельно появился интерес к японской живописи "суми-э" и японской каллиграфии".
Преподает китайскую живопись в Москве на разных площадках - в Китайском Культурном Центре, в институте Конфуция при РГГУ и в некоторых ведущих московских художествеенных клубах.
В настоящее время сотрудничает с проектом "Первая Профессиональная Онлайн Школа Китайской Живописи" по нескольким направлениям.
Является ведущим преподавателем мастерской "Китайский Дом" в г. Москва
С 2011 г. член Российской Ассоциации художников суми-э "Вагокорокай" при культурно - деловом центре "Японский дом". С 2013 г. член Творческого Союза художников японской живописи суми-э. С 2015 г. член РОО Творческое Объединения художников Восточно-Азиатской живописи и каллиграфи".
+7-495-088-13-41
+7-926-029-96-56
info@dveimperii.com
Первая Профессиональная Онлайн-школа
Восточной Живописи
2012 - 2020
авторизуйтесь