блог онлайн-школы
Жизнь Онлайн
Живые истории о том, как мы делаем лучшие онлайн-курсы восточной живописи.
Экслюзивные полезные статьи для учеников школы.
Истории художников, преподавателей и всех участников нашей большой команды.
"Скопидомок"*
или беседы за рабочим столом с Натальей Вороной
Беседа № 17 или "Кистей много не бывает"
"О, дочь Востока - Кисть,
Чьё древко из бамбука,
Что с ветром песню пел
На утренней заре..."
О кистях для восточной живописи пойдет сегодня наша беседа.
Кисть, как один из важнейших предметов кабинета учёного мужа, существует рядом с каллиграфами и художниками с древнейших времён. Она - друг, помощник, свидетель взлётов творческого гения и молчаливый попутчик полуночных сомнений, поисков и кропотливого труда каждого мастера.Первую свою кисточку мы или получаем в подарок или совершенно слепым образом выбираем среди прочих, руководствуясь внешними признаками или подходящим ценником. И только со временем и с опытом понимаем, как важно и нужно выбирать кисточку, какая кисточка вообще нужна. Я дам вам несколько простых советов для облегчения выбора.
Итак... "Как и где выбрать кисточку. Советы новичку"
1. Никогда не покупайте кисти в наборе. Как правило, только одна из них (в лучшем случае) будет пригодна для работы.
2. Предупредите заранее друзей и знакомых, чтобы они не дарили вам кисточки. С большой долей вероятности подарок будет красив, но не очень подойдёт вам. И вам будет неловко каждый раз, когда ваш друг будет ждать восторженного упоминания своего подарка.
4. В Китае и Японии в оффлайн версиях магазинов есть пробные варианты каждой из кистей. Стоит вода, лежит коврик, висят кисточки. И у вас есть возможность тестировать отобранную кисточку. Это очень приятная история, но достаточно редкая к сожалению.
5. Консультируйтесь в первую очередь со своими преподавателями, большими практиками и знатоками. Или с друзьями, которые раньше вас начали практиковаться в живописи тушью и каллиграфии и вполне осознают себя доками в этой области. И им приятно, и вам польза.
6. Последний совет дам лично "от себя" (выстраданный). Каждую новою кисточку я приношу домой и пробую в спокойной обстановке... Знакомлюсь с ней, а она со мной. И если я понимаю, что покупка моя без сомнения очень(!) удачная, то я обязательно куплю себе еще 2-3 такие же кисточки. Почему? Бывает, что вы натыкаетесь на партию таких волшебных кистей, успокаиваетесь и радуетесь, но через какое-то время именно эти кисточки перестают производить или поставлять, и это прям может быть неприятной неожиданностью.
Сталкивалась сама с такой ситуацией несколько раз. После чего покупаю сразу кисти по цифровому аналогу "2,4,6,8". Шутка, конечно, но с долей правды.
Надеюсь, что я ничего не забыла из своих полезных советов.
"Несколько важных правил пользования кистями"
1. Храните сухие кисти в домашних условиях в стакане или в раскрытом коврике так, чтобы они всегда хорошо проветривались.
2. Увлажняйте воздух в помещении, т.к. бамбуковые древка кистей могут треснуть из-за излишне сухого воздуха в помещении. И тогда вам придётся ремонтировать (стягивать) древко любимой кисточки, чтобы не "потерять" её.
3. Влажные кисти обязательно сразу вынимайте из транспортировочного коврика и хорошо просушивайте на вешалках, гвоздиках, крючках рабочей частью вниз.
4. Кисти для живописи лучше вешать отдельно от кистей для каллиграфии, чтобы не перепутать.
5. Советую отметить как-то каждую свою кисточку, чтобы они не перепутались с кистями ваших друзей и коллег на мастер-классах или очных занятиях. Не поленитесь сделать это.
6. Ухаживайте за своими кисточками, ремонтируйте их, не оставляйте без внимания, прогуливайте для рисования.
7. Не выбрасывайте старые кисточки. Будьте бережливы. Они еще обязательно пригодятся вам в самый неожиданный момент.
8. Ваши кисточки - ваши личные друзья. Они хранят тепло и энергию вашего сердца. С большой осторожностью отдавайте их для пользования в другие руки. Берегите свои кисточки.
"Так сколько нужно кистей для рисования?"
Всегда с большим интересом, признаюсь, я разглядываю коврики с кистями у китайских лаоши и японских сенсеев. Со временем поняла, что и сам коврик, и кисти в нём могут очень многое рассказать о художнике, о его манере, о характере, о настроении этого дня, даже подсказать тему предстоящего занятия.
Наш китайский лаоши Лю Фэнвэнь приходил на занятия с ковриком, в котором лежало 3, редко 4 китайские кисточки. Все они были очень простые и заметно, что ремонтированные и часто используемые. Однажды, когда лаоши приступил к написанию большого и сложного пейзажа, мы спросили его: "Какие кисточки понадобятся ему для этого пейзажа"?
Лаоши серьёзно ответил: "Я буду использовать всего две кисточки - старую и очень старую".
Коврики японских сенсеев тоже, как правило, не перегружены лишними кисточками. И все кисточки в них японского производства. Даже внешне они отличаются от китайских.
Теперь надо ответить на основной вопрос - сколько всё-таки нужно кисточек?
Исходя из потребности, для художника практикующего Гохуа стиля "Се-и", достаточно начать свой путь с трёх кистей.
Одна - мягкая белая из меха козы, вторая - жесткая рыжая из натурального меха и третья - маленькая рыжая для прорисовки мелких деталей.
Фото этого набора можно найти в подборке, которая украшает нашу беседу.
Сразу предупреждаю, что начальный набор кистей у практикующих стиль "гун-би" сильно отличается!
Для могуфа тоже свой особенный должен быть.
Очень радует, что кисти для восточной живописи сильно дешевле, чем для европейской. И еще раз напомню, кисточки для европейской живописи нам не подходят категорически и от слова "совсем".
Мне кажется, что беседа наша несколько затянулась.
И поэтому я только кратко опишу личную коллекцию кистей.
На одной фотографии - разнообразные эффектные декоративные кисточки для разных лекций и показов, т.е. просто красота, хотя и функциональная.
Отдельно на фотографии есть коврик с моими любимыми рабочими китайскими кистями, и отдельно - коврик с кистями для суми-э, где тоже все любимые и дорогие сердцу и по цене :)).
Есть фотография с кисточками для проклейки работ на основу. Они очень отличаются от живописных, но пригодятся тем, кто смело сам оформляет свои работы.
Еще на одной фотографии представлен возможный вариант упаковки хорошей кисточки в магазине. Её отличает от прочих отдельная коробка или отдельный мешочек.
И, наконец, фотография нашего любимейшего магазина кистей в Китае, в г. Аньшань.
Глядя на эту фотографию вы, во-первых, должны осознать всю многозадачность выбора кисточки в правильном магазине и, во-вторых, понять, что в Китай ехать нужно срочно!
* Значение слова «Скопидомок». В словаре Ожегова. СКОПИДОМОК, -мка, м, (разг. шутл.). О том, кто склонен запасать, припасать, копить что-н.
следите за обновлениями в блоге
Продолжение следует...
В нашей онлайн-школе есть уроки китайской живописи Се-и, которые ведет Наталья Вороная!
Подключайтесь к творческому процессу и рисуйте вместе с Натальей на курсе Се-и "Живопись бамбука".
Бамбук относится к "четырем благородным" и является символом изящества, постоянства, гибкости, хорошего воспитания и дружбы.
Автор текста и фотографий:
Вороная Наталья
"Более 10 лет назад я впервые взяла в руки китайскую кисточку и вот до сих пор не расстаюсь с ней.
Сначала я училась в Москве у русских и китайских преподавателей, но начиная с 2013 года каждой весной я стажируюсь в Китае в Ляонинском Университете Науки и Технологии. Параллельно появился интерес к японской живописи "суми-э" и японской каллиграфии".
Преподает китайскую живопись в Москве на разных площадках - в Китайском Культурном Центре, в институте Конфуция при РГГУ и в некоторых ведущих московских художествеенных клубах.
В настоящее время сотрудничает с проектом "Первая Профессиональная Онлайн Школа Китайской Живописи" по нескольким направлениям.
Является ведущим преподавателем мастерской "Китайский Дом" в г. Москва
С 2011 г. член Российской Ассоциации художников суми-э "Вагокорокай" при культурно - деловом центре "Японский дом". С 2013 г. член Творческого Союза художников японской живописи суми-э. С 2015 г. член РОО Творческое Объединения художников Восточно-Азиатской живописи и каллиграфи".
+7-495-088-13-41
+7-926-029-96-56
info@dveimperii.com
Первая Профессиональная Онлайн-школа
Восточной Живописи
2012 - 2020
авторизуйтесь
Срочно в Китай! :)